Ленькина Ольга Сергеевна Сайт воспитателя
Рабочая программа воспитателяМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Рабочая программа воспитателя
Автор программы: Ленькина О.С.
г. Первомайск 2015
Оглавление Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка………………………………………………………3 1.2 Принципы и подходы к формированию Программы……………………...4 1.3 Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста .5 Содержательный раздел 2.1 Содержание психолого-педагогической работы………………………..6 2.2 Комплексно-тематическое планирование………………………………..10 2.3 Планируемые результаты освоения программы…………………………..15 Организационный раздел 3.1 Организация жизни и воспитания детей ………………………………….17 3.2 Программно-методическое обеспечение………………………………..18
Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Солнышко» и отражает особенности содержания и организации образовательного процесса в 1 группе раннего возраста (1,6-2 года).
Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы – создание условий и организации образовательного процесса, которые позволяют решить следующие задачи: 1. Охраны и укрепления физичекого и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального здоровья. 2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка. 3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. 4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка. 5. Формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности. 6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. 7. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа обеспечивает развитие личности детей раннего возраста с 1,6 до 2 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, речевому, познавательному, физическому, художественно-эстетическому. Программа направлена на : Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития на основе сотрудничества с взрослым и сверстниками и соответствующим возрасту видами деятельности. На создание развивающей предметно-пространственной среды, которая представляет систему условий социализации и индивидуализации детей. На решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования.
1.2 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155; С использованием следующих нормативов: · Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; · Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Программа разработана с учётом программы «Отрождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает возможные дополнения и изменения. 1.3Возрастные особенности психического развития детей раннего возраста
Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребёнка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей раннего возраста быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отношений, они осваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности. В развитии, а следовательно, и в организации процесса воспитания всё взаимосвязано. Умственное и нравственное развитие ребёнка в первые годы, больше чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Темпы физического и психического развития в раннем возрасте высоки, но строение всех органов и систем ещё не завершено, а потому деятельность их несовершенна. Нервные процессы характеризуются недостаточной силой, уравновешенностью и подвижностью, не достаточно сформированы процессы внутреннего торможения. Поэтому дети легко утомляются, эмоциональное состояние их неустойчиво, что может стать причиной капризов и конфликтов между детьми. Одно из условий своевременного и полноценного развития детей – хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни, интересными впечатлениями, деятельностью. Важно не только правильно организовать процесс воспитания, осуществлять его комплексно, но и контролировать, насколько гармонично и в необходимом темпе развивается ребёнок. При этом обязателен анализ, сопоставление умений малыша с требованиями программы От рождения до школы и основной образовательной программой МАДОУ «Солнышко», показателями физического и психического развития. В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Содержание, приёмы и методы реализации этих задач определяются возрастными и индивидуальными особенностями малышей. 2. Содержательный раздел 2.1 Содержание психолого-педагогической работы В целях планомерного воздействия на развитие детей обходимо организовать воспитание при проведении режимных процессов и в играх-занятиях. Воспитание при проведении режимных моментов Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъём, сборы на прогулку и возвращение с неё, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом и непосредственной помощи взрослых. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребёнка в режимный процесс. (За стол усаживать только 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть.) Приучать детей к опрятности, аккуратности. Формировать умение к 2 годам пользоваться с помощью взрослого носовым платком. Обращать внимание детей на порядок в группе. Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам). Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом, не шуметь в спальне, слушать взрослого, выполнять его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и дома родителям. Продолжать учить понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их назначением; приучать здороваться, прощаться, благодарить. Формировать умение бережно относиться ко всему живому. Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе. Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребёнка за столом. Знакомить с дорогой до детской площадки. Развивать понимание речи. Расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расчёска). Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (низко, высоко). Помогать запомнить цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их полотенцем). Развивать активную речь. Развивать умение детей произносить простые по звуковому составу слова, фразы, состоящие из двух слов («дай мне»). Побуждать детей к замене облегчённых слов полными; напоминать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. Содействовать формированию умения выражать просьбы короткими предложениями. Воспитание в играх – занятиях Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания. С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день в утренний и вечерний периоды. Детей в возрасте 1года 6 месяцев- 2 лет можно объединять в подгруппы по 2-6 человек в зависимости от вида игры-занятия. Продолжительность игры-занятия 6-10 минут. Перечень основных игр-занятий на пятидневную неделю
Развитие речи Понимание речи Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребёнка и его лица. Называть цвет предметов (красный, синий, зелёный, жёлтый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место его нахождения предмета; временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года). Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), способы питания (клюёт, лакает), голосовые реакции (мяукает, лает, чирикает); способы передвижения человека (идёт, бежит). Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о знакомых детям событиях.
Активная речь Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (ав-ав – собака). Продолжать расширять и обогащать словарный запас: · Существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; · Глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться), игровые (катать, строить) действия, действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать- одевать); · Прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов; · Наречиями (высоко, низко, тихо, громко). Формировать умение детей составлять фразы из трёх и более слов, правильно употреблять грамматические формы. Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Приобщение к художественной литературе
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, авторские произведения. Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия.
Развитие движений и подвижные игры
Создавать условия, побуждать детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с неё; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми. Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с игрушкой и без неё.
Игры и непосредственно образовательная деятельность с дидактическим материалом
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине. Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам соответствующих форм. Собирать дидактические игрушки (матрёшки), составлять разрезные картинки из двух частей. Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто нас позвал?» и т.д.). Игры со строительным материалом (настольным, напольным) Продолжать знакомить с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр-столбик, труба). Знакомить со способами конструирования – прикладыванием, накладыванием. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображённые взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (палочка-рыбка, камушек-конфетка). Музыкальное воспитание Начинать развивать у детей музыкальную память. При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжать совершенствовать движения под музыку, выполнять их самостоятельно. Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (зайка прыгает, птичка клюёт, мишка идёт). Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Показывать детям простейшие по содержанию спектакли. 2.2 Комплексно-тематическое планирование 1 группы раннего возраста
Перспективное планирование печатается согласно комплексно-тематискому планированию и хранится в папке с планами.
2.3 Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры, представленные в программе, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых. · Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. · Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаши и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности. · Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности. · Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи»); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их. · Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми. · Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослых. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу. · Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и под- ражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами. · Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях. · Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства. · С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх. · Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). · У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
3. Организационный раздел 3.1 Организация жизни и воспитания детей
Дети второго года жизни по психофизиологическим особенностям распределяются на две подгруппы: первая – с1года до 1года 6месяцев; вторая- с 1года 6месяцев до 2 лет. Дети первой подгруппы спят два раза в день, а с 1года 6 месяцев переводятся на один дневной сон. Ночной сон ребёнка длится 10-11 часов. Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной деятельности. Дети 1года 6 месяцев гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий). Согласно СанПин. Дети первой группы раннего возраста не гуляют в сырую, ветреную и морозную ( t -15 0 С) погоду. В тёплое время года жизнь детей организуется на специально оборудованном, озеленённом участке детского сада. В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры. Режим дня
Оздоровительно-закаливающие процедуры
Осуществлять оздоровительно-закаливающие процедуры с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. Одним из закаливающих мероприятий является прогулка не менее 4 часов (в зимнее время –до температуры – 15 0 С). В тёплое время предусмотрено кратковременное пребывание детей под прямыми солнечными лучами (3-5 минут). После прогулки в летнее время сочетать гигиенические и закаливающие процедуры при умывании и мытье ног, учитывая состояние здоровья каждого ребёнка и степень его привыкания к воздействию воды. 3.2 Программно-методическое обеспечение 1. Гербова В.В. Развитие речи. – М.: Мозаика-Синтез, 2015 2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности Вторая группа раннего возраста (2-3 года). –М.: Мозаика- Синтез, 2015 3. От рождения до школы. / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика- Синтез, 2015 4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. –М.: Мозаика- Синтез, 2015 5. Теплюк С.Н. Игры- занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет. –М.: Мозаика- Синтез, 2015
16 июня 2017 в 19:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.