Ленькина Ольга Сергеевна Сайт воспитателя

Картотека «Развивающие игры» для детей c 1,5-3 лет


 Развивающие игры по речевому развитию с детьми  2 – 3 лет

дидактическая игра "Весёлый кубик"

Цель: развитие умения соотносить, узнавать и называть движения производимые одним объектом.

Средства воплощения: кубик с наклеенными сюжетными картинками, изображающими действие (девочка сидит, ест, спит и т.д.)

Ход игры: 

дети кидают кубик, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитируют его действие.


Дидактическая игра: "Чудесная корзинка" 

Цель: формирование умения выделять характерные признаки предметов и активация в словаре детей прилагательных.

Средства воплощения: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, груша).

Ход игры: 

взрослый достаёт из корзинки фрукт. Дети отвечают на его вопросы: что это? (яблоко). Какое яблоко? (яблоко круглое, зелёное)

Аналогично с другими фруктами и овощами. 


Пальчиковая игра "Весёлая семейка"

Цель: обогащение словаря детей существительными и прилагательными. 

Ход игры: 

жила-была весёлая семейка (дети крутят ладошками)

на перечислении членов семьи трогают пальчики и загибают их по одному.

Папа в зелёных шароварах,

мама в красном сарафане, сын в синей рубашке,

дочка в жёлтой юбке

и малышка Ванютка в белых пелёнках.

Вот какая весёлая семейка 

(разжимаем пальчики и крутим ладошки).


Пальчиковая гимнастика, считалочка "Катилось яблочко"

Цель: способствование появлению умения в конце игры произносить фразу "вот я" тихо, спокойно не крича.

Ход игры: 

Катилось яблоко по огороду (дети трут ладошку об ладошку круговыми движениями)

И упало прямо в воду (дети опускают ладошки имитируя падение яблока)

Раз, два, три, четыре, пять выходите нас искать (прячут лицо за ладошками)

Взрослый спрашивает: «Где же ребятки Вася, Даша и т.д.

Названный ребёнок открывает ладошки и произносит вот я. 


Дидактическая игра "Маша растеряша"

Цель: активизация в речи детей словаря существительных и формирование понятия игрушки.

Средства воплощения: корзина, мяч, кукла, мишка, грузовая машина, стул, кроватка, коробка.

ход игры:

Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла лежала на кровати. Грузовая машина лежала в коробке». Мишка сидел на стуле. Ответить на вопросы: «Что лежит в корзине?» «Кто сидит на стуле?» «Где лежит машина, а кукла?»

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть- Не найти её опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдём и все игрушки соберём.

Варианты: игра с предметами других лексических групп.


Упражнение "Бабочка лети"

Цель: развитие длительного ротового выдоха.

Средства воплощения: 5 бумажных, ярко окрашенных бабочек привязанных к нитке длиной 50см. и прикреплённых к шнуру натянутому между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица стоящих детей.

Ход игры: 

Дети сидят на стульчиках. Взрослый говорит: «Дети посмотрите, какие красивые бабочки: синие, жёлтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (дует на бабочек). Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Следить за осанкой. Дуть следует на одном выдохе, не добирая воздуха. 


Дидактическая игра "Позови свою маму"

Цель: закрепление правильного произношения звуков; развитие интонационной выразительности. 

Средства воплощения: предметные картинки с животными и их детёнышами. 

Ход игры: 

У всех детей предметные картинки с детёнышами животных. Воспитатель спрашивает: «Кто у тебя, Зоя? (телёнок) Кто у телёнка мама? (корова) Позови «цыплёнок» свою маму. (Му-му-му). Взрослый имитирует мычание коровы и показывает картинку. Такая же работа проводится с другими детьми. 


Подвижная игра "Весёлый пастушок"

Цель: развитие умения подражать движениям и голосам животных и птиц. 

Ход игры:

Взрослый идёт по группе, поёт и приглашает детей в круг.

Пастушок проснулся по утру,

Заиграл на дудке: ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать.

В: на лугу корова…

Дети: му-му-му!

В: розовые свинки…

Дети: хрю-хрю-хрю!

В: а козёл рогатый…

Дети: ме-ме-ме!

В: баран бородатый…

Дети: бе-бе-бе!

В: быстрые синички…

Дети: цвиг-цвиг-цвиг!

В: воробьи чирикают…

Дети: чик-чик-чик!

В: замяукал котик…

Дети: мяу-мяу-мяу!

В: а собачка лает…

Дети: ав-ав-ав!

В: а в лесу кукушка…

Дети: ку-ку-ку!

В:петушок запел нам…

Дети: ку-ка-ре-ку!

В: а в лесу зелёном детвора

распевает весело…

Дети: ля-ля-ля!

(по желанию детей игра повторяется несколько раз).


Развивающие игры по социально-коммуникативному развитию с детьми 2 – 3 лет


Игра-ситуация "Солнышко встаёт"

Цель: обогащение игрового опыта детей и развитие двигательной активности.

Средства воплощения:  сказка о солнышке, наглядное пособие солнышко, песенка.

Ход игры: 

взрослый приглашает детей на лужайку и рассказывает им сказку о солнышке.

- Рано утром на дворе громко закричал петушок: «Ку-ка-ре-ку» он важно переступает с ноги на ногу, хлопает крылышками и поёт: «Ку-ка-ре-ку! Солнышко, просыпайся!

- Солнышко спало за лесом. От громкого крика оно проснулось, потянулось и стало подниматься над лесом. Все его увидели и закричали: «Ах, какое красивое наше солнышко! Какое тёплое наше солнышко!»

В: поднимает (наглядное пособие) солнышко и прикрепляет его к стене.

Дети подпевая взрослому поют песенку «Солнышко» и выполняют соответствующие тексту движения.

Вот как солнышко встаёт-

Выше, выше, выше! (дети поднимают руки в верх, встают на носки)

К ночи солнышко зайдёт-

Ниже, ниже, ниже. (дети медленно опускают руки)

Хорошо, хорошо солнышко смеётся. (дети хлопают в ладоши)

А под солнышком всем

Весело поётся. (пружинка)

Солнышко на небе

Весело сияет.

Весело сияет, деток согревает. (дети поднимают руки и машут раскрытыми ладошками)

Дождик понемножку намочил дорожки

Намочил дорожки.

Кап-кап, кап-кап, намочил дорожки. (дети легко потряхивают кистями рук)

Дождик, ты нас не пугай,  (дети грозят пальчиком)

Ты нас, дождик, догоняй! (дети бегут на стульчики).


Игра-ситуация "Цветочная поляна"

Цель: вовлечение в игровую ситуацию для развития эмоционально положительного заряда.

Средства воплощения: букеты цветов или наглядное пособие "Цветы".  На фланелеграфе солнышко и петушок, маски полевых цветов. 

Ход игры

Взрослый приводит детей на цветочную поляну, надевает им маски цветов и приговаривает:

Заиграла музыка на лугу,

Мы пойдём покружимся во кругу (дети парами свободно ходят вокруг цветов)

Ветерок поднимется - не унять, (остановиться, поднять руки вверх и покачать)

Станут в поле цветики танцевать (пружинка)

На полянке нашей

Цветики цветут. (кружатся, руки лодочкой)

Разговор весёлый

Цветики ведут (хлопки)

Крепко за руки берись,

Поклонись и покружись. (кружатся и провожают друг друга на стульчики)

Взрослый говорит детям, что все цветы любят тепло и показывает картинку, на которой изображены солнышко и петушок.


Словесная игра "Ласковое имя"

Цель: формирование умения взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

Ход игры

Дети встают в круг, каждый из них по очереди входит в центр. Все остальные дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга. 


Словесная игра "Пожалеем птичку"

Цель: способствование формированию у детей умения любить окружающих.

Средства воплощения: кукла би-ба-бо "Котёнок" 

Ход игры

Один из детей становится птичкой, у которой болит крылышко.

Ребёнок старается показать, что он грустит.

Взрослый предлагает детям «пожалеть птичку». Первым «жалеет» её сам. Одевает на руку куклу котёнка и его лапками гладит «птичку» со словами «Птичка… (имя ребёнка) хорошая». Затем дети надевают куклу котёнка и тоже «жалеют птичку». 


Словесная игра "Кто лучше разбудит" 

Цель: способствование появлению умения любить окружающих.

Ход игры

Один из детей превращается в кошечку и засыпает на коврике.

Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно это делать по разному (разными словами и прикосновениями), но всегда ласково. В конце игры дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.


Упражнение "Листочек падает" 

Цель: развитие умения сотрудничать.

Средства воплощения: лист бумаги.

Ход игры

Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем опускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого взрослый просит детей превратить свои руки в листочки бумаги и выполнять движения, которые делает листочек. Взрослый поднимает лист, а дети руки в верх. Взрослый опускает лист (лист опускается на стол). Детям нужно сделать тоже самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Взрослый подчёркивает умение детей действовать согласованно. 


"Флажки"

Цель: развитие умения обмениваться со сверстниками предметами.

Средства воплощения: флажки.

Ход игры

Взрослый показывает детям флажки и говорит:

Очень любят малыши разноцветные флажки (дети берут по флажку)

Вы флажками помашите и другой флажок возьмите.

Взрослый помогает обменяться флажками, например: «Дай Маше флажок, а она тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками». 


14 июня 2017 в 18:50

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.